О видах психологической помощи

Психологи или психотерапевты работают с отдельными людьми или группами. Соответственно различают индивидуальное и групповое консультирование (индивидуальную и групповую терапию).

Мы специально обращаемся к таким словам, как «консультирование» и «терапия» упоминая их вместе – с одной стороны, они могут являться до известной степени синонимами, но с другой – в определенном контексте эти слова несут разную смысловую нагрузку или вообще обозначают отличные друг от друга подходы в работе психолога или психотерапевта.  В нашем случае речь скорее будет идти о терапии, т.е. процессе, который направлен на изменение состояния клиента, в отличие от консультирования или если сказать иначе, экспертной поддержки со стороны психолога-консультанта, которая, кстати, может быть оказана в процессе терапии, но не наоборот.

Индивидуальная (личная) терапия  построена на взаимодействии психолога и клиента, которые в зависимости от концепции терапии или конкретных техник, в разной степени вовлечены в процесс. Могут различаться формы организации терапевтических сессий, отношения «терапевт-клиент», а также другие аспекты, характеризующие тот или иной метод, но, в целом, цель любой терапии состоит в том, чтобы обеспечить клиенту условия для изменений и дальнейшего развития.

Индивидуальное консультирование - это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение с ним жизненной проблемы, которая его беспокоит. Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником его жизненных трудностей. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, и на этой основе изменить свое отношение к происходящему. В отличии от терапии, консультирование всегда носит краткосрочный характер если только оно не применяется в качестве одного из терапевтических приемов.

Групповая терапия – это модель психотерапевтической работы, основным инструментом в которой является сама группа.

В процессе групповой работы участники взаимодействуют с реальными людьми, которые, с одной стороны, могут напоминать кого-то из жизни — отца, мать, жену, начальника, а с другой – вольны давать свои непосредственные реакции (разумеется, не выходящие за рамки правил безопасности), что побуждает участников вести себя по-новому.   

Традиционные консультации проходят в процессе непосредственной встречи психолога  и клиента. Однако в последние десятилетия достаточно распространенным стал «телефон доверия» как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия для клиента. Этот вид консультации характеризуется неявностью оказываемой помощи и позволяет человеку, обратившемуся к психологу, избежать роли «пациента», в которой, по мнению некоторых, они находятся при очном консультировании.
 
Консультирование по телефону достаточно привлекательно для клиента, поскольку оно обеспечивает ему анонимность и связанную с этим особую доверительность. При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что, несмотря на расстояние, абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, что создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Именно по «телефону доверия» клиенту легче обсуждать личные проблемы, в том числе и связанные с сексуальной сферой межличностных отношений.
 
Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время. При таком типе консультирования клиент имеет право на прерывание контакта, то есть может в любой момент легко закончить разговор – для этого достаточно положить трубку. Выйти из контакта при очной консультации значительно сложнее. Возможность управлять контактом крайне привлекательна для некоторых клиентов, в особенности для тех, кто чувствителен к психологической безопасности. При этом они имеют возможность вторично обратиться к консультанту в ограниченный промежуток времени.
 
Психолог при консультировании по телефону представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия. В свою очередь, консультанту не приходится преодолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь.
 
Порой используется и такой метод заочного консультирования как консультативная переписка. Необходимость этой формы психологической помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки «телефона доверия» или отсутствия телефона у клиентов. Однако пойти на личную беседу с психологом он не решается. К тому же некоторые клиенты, нуждающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в условиях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие наказание в места лишения свободы). В городах, которые не имеют собственных служб психологической помощи, переписка с психологами, психотерапевтами оказывается единственной возможностью получить психологическую помощь.

Записаться на консультацию к психологу